zzachekay (zzachekay) wrote,
zzachekay
zzachekay

Развитие речи на прогулке по «Городку»

Оригинал взят у 2lingual в Развитие речи на прогулке по «Городку»
У меня есть один из любимых способов развития речи – работа с крупноформатными красочными виммельбухами. На консультациях я их часто советую и получаю потом потрясающие отчеты о проделанной работе. В классе с ними работать именно в плане развития речи проблематично, а вот дома разглядывание и обсуждение картинок может превратиться в долгое и удивительное приключение, может разговорить самого упрямого молчуна и на полчаса приковать внимание неусидчивого ребенка.

Итак, виммельбухи – это большие книжки-картинки со множеством деталей и персонажей, истории которых развиваются от страницы к странице. Самые известные книги (и мои любимые) – «Городок» Ротраут Бернер:
"Осенняя книга".
"Зимняя книга".
"Весенняя книга"
"Летняя книга".
"Ночная книга".

Что мы можем сделать с их помощью?
1. Как я уже и говорила, развивать речь. Как – расскажу дальше.
2. Пополнять словарный запас, причем очень интенсивно.
3. Учиться придумывать истории. На первом этапе это прослеживание сюжета по каждому персонажу, дальше – придумывание альтернативного финала и т.д.
4. Отрабатывать грамматику. Вот это, пожалуй, одна из немногих форм работы в классе в условиях ограниченного времени. Например, можно отрабатывать падежи. Винительный падеж: «Я вижу полосатого кота, я вижу белую курицу». Родительный падеж: «Здесь нет розового слона» (заранее составляем список предметов и персонажей, которые нужно найти). Предложный падеж: «Книга лежит на кухне, на столе».

Однако, если бы все было с книгой просто, я бы этот пост не писала.
Из тех же отчетов после консультаций стало ясно, что у многих работать с виммельбухами никак не получается, и всё листание картинок начинается и заканчивается на таком монологе: «Это птичка. Птичка летит. А это дядя, дядя стоит». Такого нарратива будет мало даже моей маленькой Алисе.
Недавно я нашла замечательный пост одной мамы малыша, и под каждым словом могу подписаться. Это лучшее руководство по работе с виммельбухами, поэтому я приглашаю вас к первоисточнику. Почитайте его обязательно.

Благодаря этим простым картинкам мы поднимаем множество тем – и устройство общества, и человеческие эмоции, и цикличность, и поэтапное развитие различных процессов. Мы рассказываем обо всем этом и можем без страха использовать множество сложных прилагательных, сложноподчиненные предложения, причастные и деепричастные оборты. Подробная картинка создает идеальный контекст и помогает ребенку вас понять. В посте есть и пример такого маминого рассказа по картинке. Кстати, как выяснилось, автор блога – преподаватель РКИ в вузе. Я совершенно не удивлена-)

А в другом посте у этого же автора есть еще одно упоминание книг.
Я приведу его здесь, чтобы вы не искали его в середине большого обзора игрушек для малышей:

«Главное в этой книге - родитель. Если он просто называет то, что нарисовано в книге (это птица, это мусоровоз...), книга будет прочитана быстро. Мы сразу начали с историй. Я рассказывала Никите об обитателях городка, о том, как они познакомились друг с другом, об их характерах и увлечениях, о том, кого они любят, как они живут, что чувствуют в этот момент. Мы прослеживали разные эволюции: как цветет и тяжелеет от плодов дерево, как рождается ребенок, как влюбляются и женятся люди, как строится дорога и детский садик. Обсуждали плохие и хорошие поступки. Посещали выставки, проникались атмосферой этого чудесного города, где люди любят общаться и веселиться. Мы изучали праздники, профессии, хобби, цвета, считали автомобили, птиц и животных. Мы хохотали там, где это было уместно, переживали за Сюзанну. Вообще Бернер – это целый мир, безграничный, душевный, очень добрый. Сейчас мы много говорим о жизни, наблюдаем за поведением реальных людей, за их эмоциями. Так же гадаем и додумываем, но уже там, за пределами книги. Книга помогает нам и в жизненно важных вопросах, например, если потерялась бусина. Тут я начинаю свое: «а помнишь, у Сюзанны как-то пропала шапка. Сорока подобрала ее и свила в ней гнездо. А в этом доме завела сорочат. Хорошо ведь получилось? И твои вещи никогда не пропадут, они кому-то послужат, кому-то помогут». И наши слезы прекращаются. Читая книгу, я могла нафантазировать все, что захочу, тем языком, на который способна – я использовала деепричастные обороты, выстраивала синонимические ряды. Заданный текст никогда не дает такой свободы речи и мысли. Сейчас я поражаюсь тому, как Никита строит предложения, как точны его грамматические конструкции, какие рассказы он создает!»

Вот такой и должна быть работа с книгой. А пополнение словарного запаса происходит по пути, в бурном течении истории. Вовсе не обязательно тыкать пальцем в каждый предмет и дважды называть его. Больше того, этого делать как раз не нужно.
А если всей это работы не будет, если убрать родителя из-за кулис и оставить ребенка наедине с книжкой, то марионетки так и останутся висеть на крючке, и истории не случится. Будет как вот в этой статье на «Папмамбук»:

"Период от трех до семи – это время, когда ребенок осваивает самостоятельное построение сюжетов в игре. И ему для этого нужны понятные модели – с четко заданной структурой, с началом и концом. Это период, когда он учится действовать по правилам, когда учится выделять главное и второстепенное, отличать живое от неживого, и т.д. А созданный Ротраут Бернер мир не то что не помогает ему в этом, но в некотором смысле даже сбивает с толку. Это не значит, что книги могут как-то неправильно сказаться на развитии ребенка, нет. Это значит, что он, скорее всего, окажется к ним равнодушен. Закроется от них. А при возможности выбора предпочтет им классические «веселые картинки». Иными словами, «Городок» Бернер все-таки адресован подросткам".

Не согласна я с автором статьи. «Городок» адресован и малышам, и дошкольникам. Лет 5 приношу на уроки картинки из виммельбухов, и я не видела еще ни одного равнодушного к ним дошкольника. Но эта аудитория без грамотной помощи родителей почти ничего из книги не возьмет. Поэтому покупайте виммельбухи, открывайте их побыстрее и помогите ребенку создать вокруг картинок живой и развивающийся мир.

Tags: с детьми, чтение
Subscribe

Posts from This Journal “чтение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments